|
Контактная информация: iarhipova62@mail.ru
|
Моя педагогическая концепция
Вся моя педагогическая деятельность основывается на педагогической концепции, которая состоит из трех направлений:
- обучение (педагогическая концепция учителя информатики);
- воспитание (педагогическая концепция классного руководителя);
- самообразование (повышение педагогического мастерства, уровня профессиональной деятельности, квалификации).
Моя деятельность, как в роли учителя, так и в роли классного руководителя направлена на достижение цели, которую я поставила для себя в своей педагогической концепции.
Цель: всесторонне способствовать благоприятной социализации личности ребенка.
Задачи:
- создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося в процессе обучению предмету;
- создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого ребенка, члена классного сообщества.
Направление «Обучение»
Информатика и ИКТ — предмет, который, на первый взгляд представляется для учащихся очень простым, легким, потому что они ассоциируют его с компьютером. У многих учащихся, а также у некоторых родителей, складывается представление о том, что если он умеет включать компьютер, разбирать и собирать его, играть в различные игрушки, общаться в чатах и прочее, то он уже знает информатику. Рассеять эти представления, возложены на учителя информатики. Эту задачу необходимо решать очень грамотно и профессионально, чтобы не отбить желание у ребенка обучаться этому предмету, а наоборот повысить его интерес, научить его использовать компьютер для самосовершенствования, самореализации, самовыражения.
Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося в процессе обучению предмету.
Задачи:
- формирование интереса к обучению, развитие творческих способностей и задатков учащихся, через постоянное совершенствование форм и методов обучения;
- разработать для каждого обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями, систему обучения предмету;
- разработать систему отслеживания результатов деятельности каждого учащегося на уроках информатики;
- постоянно поддерживать на каждом уроке благоприятную психологическую атмосферу;
- использование в обучении инновационные педагогические технологии;
- разработать систему внеурочной деятельности учащихся, направленную на дополнительное обучение предмету и развитие его индивидуальных способностей;
- формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся.
Принципы организации педагогической деятельности
- Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).
- Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).
- Принцип исследовательского подхода. В учебно-воспитательном процессе увеличивается удельный вес заданий творческого, исследовательского характера.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
- Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
- Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.
- Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
- Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.
Реализация концепции «Обучение»
Формы и методы:
- Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, защиты курсовых). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
- Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
- Творческие и исследовательские проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков реализации полезно-значимых проектах.
- и другие традиционные формы и методы.
Индивидуальные (личностные) системы обучению предмету
Системы предназначены для создания ситуации успеха для каждого ученика. Дает возможность им для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.
Состоят из:
- индивидуальных планов обучения в соответствии со Стандартом;
- индивидуальных заданий практических и лабораторных работ, практикумов, творческих заданий и прочего;
- индивидуального контроля.
Принципы организации педагогической деятельности
- Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).
- Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).
- Принцип исследовательского подхода. В учебно-воспитательном процессе увеличивается удельный вес заданий творческого, исследовательского характера.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
- Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
- Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.
- Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
- Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.
Реализация концепции «Обучение»
Формы и методы:
- Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, защиты курсовых). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
- Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
- Творческие и исследовательские проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков реализации полезно-значимых проектах.
- и другие традиционные формы и методы.
Индивидуальные (личностные) системы обучению предмету
Системы предназначены для создания ситуации успеха для каждого ученика. Дает возможность им для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.
Состоят из:
- индивидуальных планов обучения в соответствии со Стандартом;
- индивидуальных заданий практических и лабораторных работ, практикумов, творческих заданий и прочего;
- индивидуального контроля.
Система отслеживания результатов
Предназначена для проведения мониторинга. С помощью различных методик (существующих и разработанных самой) провожу исследования по каждому ребенку в отдельности, класса, параллели, всех обучающихся в целом. Собираю банк данных, состоящий из результатов обученности, участие учащихся внеурочной деятельностью по предмету, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, посещение элективных курсов и их окончание, документы, награды, характеристики и прочее. Начинаю составление банка данных, когда начинаю обучать учащегося и продолжаю до выпуска из школы. С некоторыми учащимися продолжаю общение после школы.
Система состоит из:
- индивидуальных Портфолио учащихся;
- Портфолио класса;
- Портфолио параллели;
- Портфолио выпускников.
Из результатов мониторинговой деятельности выявляю проблемы, намечаю пути их решения.
Принципы организации педагогической деятельности
- Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).
- Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).
- Принцип исследовательского подхода. В учебно-воспитательном процессе увеличивается удельный вес заданий творческого, исследовательского характера.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
- Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
- Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.
- Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
- Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.
Реализация концепции «Обучение»
Формы и методы:
- Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, защиты курсовых). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
- Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
- Творческие и исследовательские проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков реализации полезно-значимых проектах.
- и другие традиционные формы и методы.
Индивидуальные (личностные) системы обучению предмету
Системы предназначены для создания ситуации успеха для каждого ученика. Дает возможность им для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.
Состоят из:
- индивидуальных планов обучения в соответствии со Стандартом;
- индивидуальных заданий практических и лабораторных работ, практикумов, творческих заданий и прочего;
- индивидуального контроля.
Система отслеживания результатов
Предназначена для проведения мониторинга. С помощью различных методик (существующих и разработанных самой) провожу исследования по каждому ребенку в отдельности, класса, параллели, всех обучающихся в целом. Собираю банк данных, состоящий из результатов обученности, участие учащихся внеурочной деятельностью по предмету, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, посещение элективных курсов и их окончание, документы, награды, характеристики и прочее. Начинаю составление банка данных, когда начинаю обучать учащегося и продолжаю до выпуска из школы. С некоторыми учащимися продолжаю общение после школы.
Система состоит из:
- индивидуальных Портфолио учащихся;
- Портфолио класса;
- Портфолио параллели;
- Портфолио выпускников.
Из результатов мониторинговой деятельности выявляю проблемы, намечаю пути их решения.
Постоянное поддерживание благоприятной психологической атмосферы
Для достижения и постоянной поддержки благоприятной психологической атмосферы выработана стратегия по отношению к ученику:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он есть;
- уважай ученика и будь требователен к нему;
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
- помни: если «диагноз» неправильно поставит учитель, в ребенке умрет личность.
Использование в обучении инновационные педагогические технологии
Инновационные технологии, позволяющие достичь цели образования:
- личносто-ориентированного обучения и воспитания;
- дифференцированного обучения и воспитания;
- проектно-исследовательской деятельности;
- здорово-сберегающее обучение и воспитание;
- ИКТ-технологии обучения и воспитания;
- педагогика сотрудничества.
Система внеурочной деятельности учащихся
- Элективные и специальные курсы.
- Детский информационный центр (web-студия, фото-студия, пресс-студия, студия программирования, рекламная студия).
- Олимпиады и конкурсы.
- Познавательные мероприятия (игры, тематические вечера и прочее).
Формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся
Формирование информационно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, учащиеся должны уметь работать с информацией, кроме того, с информацией представленной в электронном виде. Для учителя информатики это одна из самых главных задач.
Результаты:
- Высокое качество знаний обучающихся по предмету.
- Высокий процент учащихся, испытывающих интерес к предмету.
- Большой охват учащихся, получающих дополнительные знания по предмету.
- Большой охват учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по предмету.
- Рост учащихся, желающих участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях по предмету.
- Рост учащихся, готовых заниматься реализацией проектов по предмету.
- Рост выпускников школы, выбирающих в качестве будущей профессии, профессию, связанную с предметом.
Направление «Воспитание»
Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования каждого ребенка, члена классного сообщества.
Задачи:
- создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- содействовать формированию нравственной, патриотической и гражданской позиции школьников;
- развивать познавательную активность учащихся, коммуникативные способности ребят;
- поддерживать творческие устремления детей;
- способствовать формированию ответственности за свои дела и поступки, самодисциплины, правовой, активной гражданской позиции; нести личную ответственность за исполнение своих прав и обязанностей по отношению к семье, друзьям, нуждающимся в помощи;
- воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений;
- формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи;
- формирование осознанного отношения учащихся к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка.
Принципы воспитательной системы класса:
- Равенство всех участников воспитательного сообщества класса или принцип сотворчества детей и взрослых.
- Чередование коллективной и индивидуальной работы.
- Ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества.
- Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без выбора — нет свободы. (Принцип демократизации).
- Принцип гуманизма. Уважение к личности подростка и вера в его способности.
- Принцип романтики и игры.
- Принцип общественно — полезной направленности.
- Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Реализация концепции «Воспитание»
Направления:
- Занятость учащихся во внеурочное время (100% занятость учащихся во внеурочное время на протяжении 7 лет).
- Самоуправление.
- Гражданско-патриотическое.
- Познавательное (познавательные дела, мероприятия, конкурсы, часы общения, ориентированные на развитие познавательной активности учащихся).
- Оздоровительное (дни здоровья, походы, спортивные соревнования и игры, часы общения и другое).
- Творческо-досуговое (игры, праздники, творческие марафоны, конкурсы и прочее).
- Работа с родителями (родительские собрания, консультации, всеобучи и другое).
- Работа с педагогическим коллективом (взаимодействие с учителями предметниками, социально-психологической службой).
Постоянное поддерживание благоприятной психологической атмосферы в коллективе
Для достижения и постоянной поддержки благоприятной психологической атмосферы выработана стратегия по отношению к ученику:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он есть;
- уважай ученика и будь требователен к нему;
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
- помни: если «диагноз» неправильно поставит учитель, в ребенке умрет личность.
Результаты:
- 100% занятость учащихся во внеурочное время.
- Отсутствие правонарушений у учащихся класса.
- Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.
- Сплоченный коллектив родителей учащихся, заинтересованный успехами и неудачами своих детей, коллектива класса, школы.
- Высокий уровень самоуправления классного коллектива.
- Учащиеся активные участники воспитательного процесса школы.
- 10 учащихся прославляли школу в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней.
- Активные участники решения проблем местного социума.
Направление «Самообразование»
Девиз: я не боюсь совершенства: достичь его невозможно!
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности как условие перехода к личностно ориентированной направленности образования.
Задачи:
- повышение теоретического уровня профессиональной подготовки;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через публикацию материалов, через участие в общешкольных, районных, региональных и федеральных мероприятиях;
- повышение квалификации, через обучение на курсах повышения квалификации;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через публикацию материалов, проведение мастер-классов, публичных выступлений;
- повышение педагогического мастерства, через разработку авторских программ, пособий и др.
Реализация концепции «Самообразование»
Направления:
- Изучение передового педагогического опыта (технологии, подходы, нормативные документы, и другое).
- Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях.
- Мастер-классы.
- Участие в профессиональных конкурсах.
- Обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.
- Разработка авторских программ, методик, пособий.
- Повышение квалификации.
Результаты:
- Участник и неоднократный победитель профессиональных конкурсов различных уровней.
- Автор 14 публикаций в региональных сборниках и федеральной прессе.
- Автор 2 программ курсов повышения квалификации учителей информатики и педагогических работников других категорий. Преподаватель курсов повышения квалификации.
- Победитель конкурса «Лучшие учителя» 2007 года в рамках ПНПО.
Требования к себе постоянно повышаю. На достигнутом останавливаться не собираюсь!
|