Контактная информация: iarhipova62@mail.ru

 Моя педагогическая концепция

 Вся моя педагогическая деятельность основывается на педагогической концепции, которая состоит из трех направлений:

  • обучение (педагогическая концепция учителя информатики);
  • воспитание (педагогическая концепция классного руководителя);
  • самообразование (повышение педагогического мастерства, уровня профессиональной деятельности, квалификации).

Моя деятельность, как в роли учителя, так и в роли классного руководителя направлена на достижение цели, которую я поставила для себя в своей педагогической концепции.

Цель: всесторонне способствовать благоприятной социализации личности ребенка.

Задачи:

  • создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося в процессе обучению предмету;
  • создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого ребенка, члена классного сообщества.

Направление «Обучение»

Информатика и ИКТ — предмет, который, на первый взгляд представляется для учащихся очень простым, легким, потому что они ассоциируют его с компьютером. У многих учащихся, а также у некоторых родителей, складывается представление о том, что если он умеет включать компьютер, разбирать и собирать его, играть в различные игрушки, общаться в чатах и прочее, то он уже знает информатику. Рассеять эти представления, возложены на учителя информатики. Эту задачу необходимо решать очень грамотно и профессионально, чтобы не отбить желание у ребенка обучаться этому предмету, а наоборот повысить его интерес, научить его использовать компьютер для самосовершенствования, самореализации, самовыражения.

Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования каждого обучающегося в процессе обучению предмету.

Задачи:

  • формирование интереса к обучению, развитие творческих способностей и задатков учащихся, через постоянное совершенствование форм и методов обучения;
  • разработать для каждого обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями, систему обучения предмету;
  • разработать систему отслеживания результатов деятельности каждого учащегося на уроках информатики;
  • постоянно поддерживать на каждом уроке благоприятную психологическую атмосферу;
  • использование в обучении инновационные педагогические технологии;
  • разработать систему внеурочной деятельности учащихся, направленную на дополнительное обучение предмету и развитие его индивидуальных способностей;
  • формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся.

Принципы организации педагогической деятельности

  • Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).
  • Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).
  • Принцип исследовательского подхода. В учебно-воспитательном процессе увеличивается удельный вес заданий творческого, исследовательского характера.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
  • Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
  • Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.
  • Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
  • Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.
Реализация концепции «Обучение»

Формы и методы:

  • Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, защиты курсовых). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
  • Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
  • Творческие и исследовательские проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков реализации полезно-значимых проектах.
  • и другие традиционные формы и методы.

Индивидуальные (личностные) системы обучению предмету

Системы предназначены для создания ситуации успеха для каждого ученика. Дает возможность им для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.

Состоят из:

  • индивидуальных планов обучения в соответствии со Стандартом;
  • индивидуальных заданий практических и лабораторных работ, практикумов, творческих заданий и прочего;
  • индивидуального контроля.

Принципы организации педагогической деятельности

  • Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).
  • Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).
  • Принцип исследовательского подхода. В учебно-воспитательном процессе увеличивается удельный вес заданий творческого, исследовательского характера.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
  • Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
  • Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.
  • Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
  • Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.
Реализация концепции «Обучение»

Формы и методы:

  • Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, защиты курсовых). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
  • Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
  • Творческие и исследовательские проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков реализации полезно-значимых проектах.
  • и другие традиционные формы и методы.

Индивидуальные (личностные) системы обучению предмету

Системы предназначены для создания ситуации успеха для каждого ученика. Дает возможность им для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.

Состоят из:

  • индивидуальных планов обучения в соответствии со Стандартом;
  • индивидуальных заданий практических и лабораторных работ, практикумов, творческих заданий и прочего;
  • индивидуального контроля.

Система отслеживания результатов

Предназначена для проведения мониторинга. С помощью различных методик (существующих и разработанных самой) провожу исследования по каждому ребенку в отдельности, класса, параллели, всех обучающихся в целом. Собираю банк данных, состоящий из результатов обученности, участие учащихся внеурочной деятельностью по предмету, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, посещение элективных курсов и их окончание, документы, награды, характеристики и прочее. Начинаю составление банка данных, когда начинаю обучать учащегося и продолжаю до выпуска из школы. С некоторыми учащимися продолжаю общение после школы.

Система состоит из:

  • индивидуальных Портфолио учащихся;
  • Портфолио класса;
  • Портфолио параллели;
  • Портфолио выпускников.

Из результатов мониторинговой деятельности выявляю проблемы, намечаю пути их решения.

Принципы организации педагогической деятельности

  • Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).
  • Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).
  • Принцип исследовательского подхода. В учебно-воспитательном процессе увеличивается удельный вес заданий творческого, исследовательского характера.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
  • Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
  • Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.
  • Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.
  • Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.
Реализация концепции «Обучение»

Формы и методы:

  • Лекционно-семинарская методика проведения уроков в старших классах (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены, защиты курсовых). Подготовка старшеклассников к обучению в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.
  • Деловые, ролевые игры. Практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в какой-либо практической «жизненной» ситуации.
  • Творческие и исследовательские проекты. Использование приобретенных знаний, умений, навыков реализации полезно-значимых проектах.
  • и другие традиционные формы и методы.

Индивидуальные (личностные) системы обучению предмету

Системы предназначены для создания ситуации успеха для каждого ученика. Дает возможность им для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.

Состоят из:

  • индивидуальных планов обучения в соответствии со Стандартом;
  • индивидуальных заданий практических и лабораторных работ, практикумов, творческих заданий и прочего;
  • индивидуального контроля.

Система отслеживания результатов

Предназначена для проведения мониторинга. С помощью различных методик (существующих и разработанных самой) провожу исследования по каждому ребенку в отдельности, класса, параллели, всех обучающихся в целом. Собираю банк данных, состоящий из результатов обученности, участие учащихся внеурочной деятельностью по предмету, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, посещение элективных курсов и их окончание, документы, награды, характеристики и прочее. Начинаю составление банка данных, когда начинаю обучать учащегося и продолжаю до выпуска из школы. С некоторыми учащимися продолжаю общение после школы.

Система состоит из:

  • индивидуальных Портфолио учащихся;
  • Портфолио класса;
  • Портфолио параллели;
  • Портфолио выпускников.

Из результатов мониторинговой деятельности выявляю проблемы, намечаю пути их решения.

Постоянное поддерживание благоприятной психологической атмосферы

Для достижения и постоянной поддержки благоприятной психологической атмосферы выработана стратегия по отношению к ученику:

  • верь в своего ученика;
  • понимай и принимай его таким, какой он есть;
  • уважай ученика и будь требователен к нему;
  • искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
  • помни: если «диагноз» неправильно поставит учитель, в ребенке умрет личность.

Использование в обучении инновационные педагогические технологии

Инновационные технологии, позволяющие достичь цели образования:

  • личносто-ориентированного обучения и воспитания;
  • дифференцированного обучения и воспитания;
  • проектно-исследовательской деятельности;
  • здорово-сберегающее обучение и воспитание;
  • ИКТ-технологии обучения и воспитания;
  • педагогика сотрудничества.

Система внеурочной деятельности учащихся

  • Элективные и специальные курсы.
  • Детский информационный центр (web-студия, фото-студия, пресс-студия, студия программирования, рекламная студия).
  • Олимпиады и конкурсы.
  • Познавательные мероприятия (игры, тематические вечера и прочее).

Формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся

Формирование информационно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, учащиеся должны уметь работать с информацией, кроме того, с информацией представленной в электронном виде. Для учителя информатики это одна из самых главных задач.

Результаты:

  • Высокое качество знаний обучающихся по предмету.
  • Высокий процент учащихся, испытывающих интерес к предмету.
  • Большой охват учащихся, получающих дополнительные знания по предмету.
  • Большой охват учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по предмету.
  • Рост учащихся, желающих участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях по предмету.
  • Рост учащихся, готовых заниматься реализацией проектов по предмету.
  • Рост выпускников школы, выбирающих в качестве будущей профессии, профессию, связанную с предметом.

Направление «Воспитание»

Цель: создать максимально благоприятные условия для самовыражения, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования каждого ребенка, члена классного сообщества.

Задачи:

  • создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • содействовать формированию нравственной, патриотической и гражданской позиции школьников;
  • развивать познавательную активность учащихся, коммуникативные способности ребят;
  • поддерживать творческие устремления детей;
  • способствовать формированию ответственности за свои дела и поступки, самодисциплины, правовой, активной гражданской позиции; нести личную ответственность за исполнение своих прав и обязанностей по отношению к семье, друзьям, нуждающимся в помощи;
  • воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений;
  • формирование взаимоотношений между членами семьи, основанных на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи;
  • формирование осознанного отношения учащихся к таким понятиям как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка.

Принципы воспитательной системы класса:

  • Равенство всех участников воспитательного сообщества класса или принцип сотворчества детей и взрослых.
  • Чередование коллективной и индивидуальной работы.
  • Ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества.
  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без выбора — нет свободы. (Принцип демократизации).
  • Принцип гуманизма. Уважение к личности подростка и вера в его способности.
  • Принцип романтики и игры.
  • Принцип общественно — полезной направленности.
  • Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Реализация концепции «Воспитание»

Направления:

  • Занятость учащихся во внеурочное время (100% занятость учащихся во внеурочное время на протяжении 7 лет).
  • Самоуправление.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Познавательное (познавательные дела, мероприятия, конкурсы, часы общения, ориентированные на развитие познавательной активности учащихся).
  • Оздоровительное (дни здоровья, походы, спортивные соревнования и игры, часы общения и другое).
  • Творческо-досуговое (игры, праздники, творческие марафоны, конкурсы и прочее).
  • Работа с родителями (родительские собрания, консультации, всеобучи и другое).
  • Работа с педагогическим коллективом (взаимодействие с учителями предметниками, социально-психологической службой).

Постоянное поддерживание благоприятной психологической атмосферы в коллективе

Для достижения и постоянной поддержки благоприятной психологической атмосферы выработана стратегия по отношению к ученику:

  • верь в своего ученика;
  • понимай и принимай его таким, какой он есть;
  • уважай ученика и будь требователен к нему;
  • искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
  • помни: если «диагноз» неправильно поставит учитель, в ребенке умрет личность.

Результаты:

  • 100% занятость учащихся во внеурочное время.
  • Отсутствие правонарушений у учащихся класса.
  • Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.
  • Сплоченный коллектив родителей учащихся, заинтересованный успехами и неудачами своих детей, коллектива класса, школы.
  • Высокий уровень самоуправления классного коллектива.
  • Учащиеся активные участники воспитательного процесса школы.
  • 10 учащихся прославляли школу в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней.
  • Активные участники решения проблем местного социума.

Направление «Самообразование»

Девиз: я не боюсь совершенства: достичь его невозможно!

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности как условие перехода к личностно ориентированной направленности образования.

Задачи:

  • повышение теоретического уровня профессиональной подготовки;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через публикацию материалов, через участие в общешкольных, районных, региональных и федеральных мероприятиях;
  • повышение квалификации, через обучение на курсах повышения квалификации;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через публикацию материалов, проведение мастер-классов, публичных выступлений;
  • повышение педагогического мастерства, через разработку авторских программ, пособий и др.
Реализация концепции «Самообразование»

Направления:

  • Изучение передового педагогического опыта (технологии, подходы, нормативные документы, и другое).
  • Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях.
  • Мастер-классы.
  • Участие в профессиональных конкурсах.
  • Обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.
  • Разработка авторских программ, методик, пособий.
  • Повышение квалификации.

Результаты:

  • Участник и неоднократный победитель профессиональных конкурсов различных уровней.
  • Автор 14 публикаций в региональных сборниках и федеральной прессе.
  • Автор 2 программ курсов повышения квалификации учителей информатики и педагогических работников других категорий. Преподаватель курсов повышения квалификации.
  • Победитель конкурса «Лучшие учителя» 2007 года в рамках ПНПО.

 

Требования к себе постоянно повышаю. На достигнутом останавливаться не собираюсь!

© iarhipova1962

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz